Многие заказчики задают себе этот вопрос. Я постараюсь описать основные положения на которых строится техническое задание для разработки сайта

Заказчик, которому нужен готовый сайт и исполнитель, который будет его разрабатывать, порой имеют совершенно разные представления об особенностях будущего ресурса — это результат недосказанности и отсутствия детальной информации. Чтобы свести к минимуму разногласия и разницу в представлениях о готовом ресурсе, следует знать, как правильно писать ТЗ для сайта — именно об особенностях подготовки технического задания мы сейчас и поговорим.

Обязательные элементы: на чём строится хорошее ТЗ? 

Разработка технического задания начинается с его структуры — здесь есть ряд элементов, которые нельзя обойти или выбросить. Вообще ТЗ представляет собой аналог юридического контракта, точнее дополнения к нему, так что к заданию следует отнестись внимательно. Обязательно предусмотрите такие элементы:

  • Общая информация о проекте (описываются цели сайта, для чего он создаётся, его аудитория);
  • Технические особенности (указываются детали по системе управления, адаптивности, кроссбраузерности);
  • Детальная структура ресурса, включая сквозные элементы;
  • Уникальные и дополнительные страницы (формы регистрации, приветствия, страницы ошибок);
  • Данные и контент;
  • Функциональные особенности интерфейса;
  • Детали дизайна;
  • Контрольные сроки и сроки сдачи.

Также следует указать в ТЗ особенности взаимодействия сайта со сторонними сервисами, например, с социальными сетями, CRM, почтой и т. д. Обязательно следует как можно более детально описывать все мелочи, тем более, если они выходят за рамки стандартных. В остальном, ТЗ может содержать массу иных требований, на усмотрение заказчика.

Пишем ТЗ самостоятельно: что в нём нужно, а чего не должно быть

Техническое задание необходимо писать так, будто бы это детальная инструкция с сложному механизму. При этом следует помнить известнейшее правило Мерфи: «Если вас могут понять неправильно, вас обязательно поймут неправильно», так что лучше прописывать задание максимально детально и не допускать неопределённости.

Точность формулировок

Все требования должны быть чёткими и «закрытыми», то есть у исполнителя не должно возникать желания пофантазировать. Никаких «красивых кнопок» или «удобных форм регистрации» — только чёткие слова и требования вроде «красная», «размером 100x100 пикселей», либо «в точности, как на этом примере». Понятные и строгие требования обязательно дадут ожидаемый результат, без необходимости что-то корректировть.

Пример прототипа шаблона

Побольше деталей

Например, в ТЗ указано «При нажатии на кнопку появляется форма для заполнения». Как появляется эта форма (выезжает, выплывает или раскрывается) и как она выглядит — остаётся только гадать, поэтому каждую подобную деталь следует описывать отдельно. Если это шаблонный элемент, его можно учесть в списке шаблонов. Если же это что-то особенное, обязательно детально описать.

Чёткая терминология

Исполнитель не всегда может (впрочем, он и не должен) владеть терминологией, принятой для сферы деятельности заказчика. Именно поэтому составлять техническое задание следует с обязательным указанием значений приведённых в нём терминов. Для этого имеет смысл создать специальный раздел.

Только реальные планы

Техническое задание на сайт должен составлять человек, имеющий достаточный уровень знаний в этой области, поскольку заказчик сайта (инвестор) не всегда представляет, что вообще возможно сделать, а что не получится, как ни старайся. В идеале — техническое задание готовит команда.

Чёткие сроки и контроль

Следует устанавливать чёткие, но при этом реальные сроки выполнения задачи. Обязательно нужно предусмотреть промежуточный контроль, чтобы иметь возможность внести корректировки или дополнения в существующий проект, без необходимости что-то кардинально переделывать.

Пример структурированной схемы для описания бизнес логики

Усложняя — упрощай

При всех чётких и детальных описаниях всех элементов сайта, не следует перегружать техническое задание сложными и витиеватыми эпитетами. Там более не следует пытаться «учить» исполнителя, как он должен выполнять свою работу. ТЗ — это задание, а не гайд по разработке сайта. Исполнитель должен иметь перед собой чётко поставленную задачу, а как её реализовать — уже его забота.

Не бойтесь запрещать

В ТЗ вполне уместны запреты, тем более, если имеется чёткое понимание того, насколько они важны. Например, на сайте может быть запрещено использованиеFlash-элементов, вместо которых допускаются эффекты на основе технологий JS, JQ, HTML5 и других. Если вопрос принципиален — задание должно содержать обязательный запрет.

Подытожим

Разработка технического задания на сайт — сложная задача, от правильной реализации которой зависит результат работы. Все детали и нюансы в рамках одной статьи описать невозможно, тем более что каждый проект полностью уникален. Для общего понимания, как должно выглядеть ТЗ, можно ознакомиться с приведённым примером.